Telegram-канал «Зал тренерской славы», запущенный основателем Агентства «Весь спорт», спортивным менеджером Андреем Митьковым, продолжает знакомить с уникальными документами из Государственного архива РФ, посвящённые знаковым событиям в истории отечественного и мирового спорта. На этой неделе были опубликованы выдержки из стенограммы пленума Олимпийского комитета СССР, который состоялся 19 декабря 1973 года под председательством Константина Андрианова. Единственный вопрос был сформулировал так: «Об итогах Олимпийского конгресса в Варне и задачах советских представителей в международных спортивных объединениях». Андрианов рассказал Х Олимпийском конгрессе, который прошёл 5-7 октября 1973 года в болгарской Варне. Агентство «Весь спорт» приглашает подписаться на Telegram-канал «Зал тренерской славы» и цитирует стенограмму пленума Олимпийского комитета СССР.
«Программа Игр в Монреале [1976 года] фактически определена, но это не значит, что МОК не будет и в дальнейшем заниматься этим вопросом, - сказал Константин Андрианов, первый председатель Олимпийского комитета СССР (1951-1975), член МОК (1951-1988), член исполкома МОК (1962-1974), вице-президент МОК (1966-1970). – В этой связи нам следует, прежде всего, в международных федерациях, добиваться принятия таких предложений, которые бы отвечали нашим спортивным интересам.
Дело в том, что и на Олимпийском конгрессе, и на сессии МОК 1973 года раздавались предложения, которые пока не получали поддержки, но, возможно, вновь будут предметом острого обсуждения. К ним следует отнести:
- исключение из программы всех командных видов;
- отказ от дальнейшего проведения зимних Олимпийских игр;
- использование региональных Игр как отборочных соревнований к Олимпийским играм;
- деление всех видов программ на обязательные и факультативные;
- исключение видов спорта, международные федерации которых одновременно объединяют любителей и профессионалов;
- организация весенних, летних, осенних и зимних Олимпийских игр;
- предоставление федерациям права самим определять программу соревнований в соответствие с установленной квотой участников;
- введение очерёдности представительства видов спорта в программе;
- ограничение выступления одного спортсмена в соревнованиях двумя Олимпиадами, а в одной Олимпиаде – в двух личных и одном командном состязании;
- установить более высокие нормативы и допускать к Играм только сильнейших спортсменов.
Особо следует остановиться на предложении о проведении Олимпийских игр не в одном городе, а в «олимпийской зоне». Авторы этого предложения усматривают в нём путь к удешевлению Игр, поскольку не нужно будет строить большого количества новых спортивных сооружений и большой Олимпийской деревни, а зрителей, они считают, будет больше. Противники этой идеи полагают, что в данном случае Олимпийские игры потеряют своё основное значение – объединение в ОДНОМ МЕСТЕ молодёжи мира один раз в четыре года и превратятся в сумму отдельных чемпионатов по видам спорта, сложно будет организовать программу телепередач, осложнится руководство командами со стороны Национальных олимпийских комитетов.
Нашу позицию в данном вопросе, очевидно, следует определить после решения МОК о месте проведения Игр 1980 года, однако, нам думается, что Игры должны проводиться в одной стране, с центром в одном городе, с возможным использованием отдельных городов, где имеются хорошие спортивные сооружения.
Участники Конгресса связывали размеры самих Игр и чрезмерные расходы и с некоторыми другими аспектами:
- неоправданно высокие требования международных федераций к спортивным сооружениям;
- сложности в создании комплекса Олимпийской деревни;
- строительство специальных мест размещения журналистов;
- громоздкие и дорогостоящие церемонии открытия и закрытия Игр;
- использование организации Игр для перестройки городов;
- дорогостоящие кампании по выдвижению кандидатур на организацию Игр;
- чрезмерно обширная программа культурных мероприятий;
- большое количество дорогих приёмов на самых различных уровнях;
- чрезмерно большое количество людей, привлекаемых к работе Организационных комитетов и их служб;
- организация молодёжного лагеря и научного Конгресса по проблемам спорта;
- многочисленные инспекционные поездки международных федераций за счёт Оргкомитетов;
- приглашение на Игры большого количества гостей и туристов.
Расходы на все эти мероприятия тяжёлым бременем ложатся на плечи организаторов Игр. Пожалуй, ни на одном международном совещании эти проблемы не получили такого концентрированного выражения. Следует предположить, что МОК, в отличие от прежних лет, займётся изучением и этих вопросов. Соответственно и нашему Олимпийскому комитету нужно подготовиться к их рассмотрению, имея в виду, прежде всего, организацию Олимпийских игр 1980 года в Москве.
Конгресс много внимания уделил проблемам любительства. Если суммировать высказанные точки зрения, то следует сделать вывод:
современный спорт высших достижений немыслим без оказания помощи спортсменам в бесплатном предоставлении спортивных сооружений, квалифицированного тренерского состава, медицинского и другого научного обеспечения подготовки спортсменов, выдачи карманных денег и возмещения заработной платы за время соревнований и подготовки к ним. Совершенно ясно, что спортивные организации зарубежных стран оказывают и другую материальную помощь ведущим спортсменам. В то же время, все единодушны во мнении не открывать Олимпийские игры для профессионалов. Основное противоречие проявилось между МОК и международными федерациями: кто должен определять правила допуска к Играм. Международные федерации настаивают на праве иметь различные правила для разных видов спорта с некоторыми общими положениями, установленными Международным олимпийским комитетом. В сложившейся обстановке МОК, на наш взгляд, более активно выступает против профессионализма и поэтому целесообразно за ним сохранить формулировку правил». |